• bogorod.vesti@tularegion.org
  • 301830, Тульская обл., г. Богородицк, ул. Пролетарская, 49
  • +7 (48761) 2-12-44
 
Пусть продолжают петь коклюшки... 10.10.2018 10:26:00

Пусть продолжают петь коклюшки...

В настоящее время многим детям больше нравится праздное времяпрепровождение,  сидение за компьютером или телевизором.  Но все-таки находятся в нашем городе девочки, которым по душе такой удивительный и редкий вид рукоделия, как кружевоплетение. Создание этой красоты требует огромного терпения, аккуратности, скрупулезности и усидчивости. И никакие преграды не удерживают юных рукодельниц, влюбленных в этот вид народного творчества. Спешат, торопятся  мастерицы после школы в творческое объединение «Сударушка» при  Дворце детского (юношеского) творчества, чтобы  побыстрее сесть за подушку-валик и создавать красоту. 

Рисунок у кружевниц называется сколком. Его прикрепляют  на круглый валик. Торопятся нити закрыть карандашный узор, точно лечь по изгибам. А изгибы эти кружевницы закрепляют иголками со шляпками-булавками, и  на подушке прямо-таки тесно от серебряной россыпи булавок.

Всего три элемента существует в кружевоплетении: плетешек, полотнянка, сетка. Но какие удивительные изделия получаются.

Кружево - выдающееся явление русской народной культуры. Русское кружево по праву получило мировое признание. 

История кружевного дела интересна и увлекательна. Зародилось кружево в Италии или, по другой версии, в Нидерландах, и постепенно завоевывало многие страны.

В Россию плетение кружев пришло в 17 веке. До 18 века кружево было металлическим в виде прошивок из золотых и серебряных нитей.

С воцарением Петра I на престол взамен старинных российских нарядов стало вводиться ношение европейского платья. Влияние Запада сказалось и на кружеве. Начало  появляться нитяное плетение.

В 1892 году в Санкт-Петербурге была издана книга первого отечественного исследователя плетеного кружевного промысла С. А. Давыдовой «Русское кружево»,  «Русская кружевница» (книга находится в нашем музее). Посвящена она ее величеству государыне императрице Марии Федоровне. В эту книгу входят исторические технические и статистические исследования. Также описывается история кружевного промысла в разных центрах России и общие условия кустарей.

Русские кружевницы не только перенимали лучшие традиции Запада, но и создавали свое самобытное направление. Кружево сочеталось с традициями народной вышивки и вошло в общую историю культуры под названием «русское кружево». В начале 19 века сложилось 17 основных центров кружевоплетения в России, расположенных в губерниях: Новгородской, Вологодской, Рязанской, Тульской, Тверской, Ярославской, Орловской, Вятской, Казанской, Нижегородской, Московской и других. В настоящее время  наиболее популярными и известными остаются вологодское и елецкое кружево.

Вологодское кружево снискало мировую известность и стало символом всего русского кружева. Вологда издавна была одним из крупнейших центров кружевоплетения. Кружевные изделия украшали церковные и праздничные светские одежды. В народном быту употреблялось льняное кружево. В Вологде плели косынки, пелерины, воротники. После революции в 1920 году вологодские кружевницы объединились в артель. Сегодня  это производственное объединение «Снежинка».

Елецкое кружево отличается своей легкостью, воздушностью. Роскошные кружева выходили из крестьянских изб - для знати. Но и простой люд старался украсить свой быт, одежду.

В Тульской области тоже плели кружево. Впервые о его возникновении упомянуто в 1845 году. Наибольшего расцвета оно достигло с 1913 по 1930 год.

Белевское кружево сильно отличается от других. Его основными узорами являются:  веерок, огурчик, расширенная полотнянка, волнистые полосы с круглыми изгибами, ассиметричность. Своеобразие белевского кружева заключается в том, что в его орнаменте, узорах очевидно влияние фабричных платков, тканей. В этом кружеве нет крикливости, аляповатости. Это скромное кружево, как бы не купеческое, а городское. Может быть, поэтому во Франции, в Париже, на родине хорошего вкуса, оно принималось часто за свое, французское.

Кружево известно в России и за ее приделами. Художественные изделия российских мастериц постоянно экспонируются на международных   выставках и занимают призовые места.

Продолжают традиции плетения кружев юные богородчанки. Много воспитанников прошло через мои руки, за годы работы в ДД(Ю)Т. В 1995 году во Дворце действовала «Школа народных ремесел». В ней обучались педагоги области кружево- и бисероплетению. Были по-настоящему одаренные дети. Они давно закончили обучение, но в памяти остались о них хорошие,  добрые  воспоминания – это Ольга Титова, Мария  Кондрашова, Мария Сафонова, Анна Рытенко, Варвара Борзикова, Наталья Лопатина, Ольга Кочкина (Кутузова)  и многие другие.  Прошло время, бывшие девочки стали мамами и привели своих дочек заниматься в объединение – Настя Фетисова (Серикова), Ольга Кочикина (Титова), Ольга Кириллова (Крайс), Яна Прокопенко (Никулина).

Но были и есть такие девочки, которым увиденная красота понравилась, попробовали себя в этом деле, но не хватило терпения, усидчивости, аккуратности. Кружевоплетение можно сравнить с почерком. Одной девочке стоит только взять в руки коклюшки, только начинает она осваивать «азы» кружева, а у нее они уже поют, ровно ложится нитка по сколку. Смотришь  и вместе с ней радуешься. А другая и старается, но коклюшки не слушаются, нитка ровно не ложится, а значит, и кружево будет уже не таким красивым, изящным. Очень хочется рассказать о Соне Таракановой. Мама привела ее наше творческое объединение  шестилетней девочкой, и та сначала обучалась бисероплетению. А когда подросла, перешла на коклюшки. Не сразу у нее все получилось. Но благодаря  настойчивости, трудолюбию  Соня освоила плетение на коклюшках. Ее кружевные изделия можно увидеть на многих выставках.

В прошлом году шесть выпускниц прошли курс обучения, но расстаться с любимым делом не захотели: Варя  Хруслова, Вика Палютина, Ксения Жаворонкова, Вика Пузырева, Полина Кудинова, Софья  Тараканова.  В этом году они продолжают обучение по усложненной программе. Удивительные вещи  были сплетены ими. Эти девочки принимают активное участие в выставках, конкурсах. В настоящее время их работы неоднократно выставлялись на Всероссийских и областных выставках, за что девочки были награждены дипломами  I,  II,  III степеней, грамотами.

Лет десять, пятнадцать назад девочки плели роскошные воротники.  Мода меняется, и мы стали носить брюки, свитера. Но в настоящее время платья снова стали возвращаться в нашу повседневность. А значит, придет то время, когда модницы снова будут украшать свои  наряды роскошными белыми воротниками.

В настоящее время девочки больше плетут салфетки, панно.  Ловко перебирают детские пальчики деревянные коклюшки, поют они в девичьих руках. Хочется назвать имена таких воспитанниц, как Катя Щербакова, Вика Павликова, Лера Толстых, Лиза Кудинова, Василиса Уколова. Эти девочки уже не первый год занимаются в кружке, но у каждой из них уже есть небольшая коллекция кружевных изделий.

Первые шаги в кружевоплетении делают Алена Павликова, Полина Шестова, Ульяна Мызникова, Алина Серикова. Я верю в этих девочек. И, думаю, они  в своих умениях превзойдут предыдущих воспитанниц. Чаще всего свои изделия  плетут в подарок родным или близким родственникам. А сколько радости и счастья бывает от готового изделия! В объединении существует традиция: готовую вещь помогают откалывать все девочки,  а последнюю булавку откалывает хозяйка изделия.

Объединение посещают дети из разных школ, разного возраста, но когда они встречаются в стенах Дворца, то становятся единым коллективом. Старшие девочки, или имеющие опыт в плетении, с огромным удовольствием оказывают помощь другим. Вот так, своим трудом, старанием, любовью к рукоделию стараемся поддержать дело кружевниц-профессионалок.

Кружево - вещь практически вечная. Такие изделия раньше по наследству переходили от бабушки к внучке: платки, покрывала, шарфы. И бессильно было время перед дивной гармонией плетеного рисунка.

Ну и пусть не плетем мы платки, скатерти, но, я думаю, мои воспитанницы  тоже будут передавать свои изделия по наследству и гордиться ими. Кружево не умрет, когда есть юные мастерицы, по-настоящему влюбленные в свое увлечение.

Создавая кружевную красоту, мы продолжаем традиции нашего народа, народного творчества, потому что это наша культура, а она формирует человека как личность, создает богатство души. Русское кружево - часть нашей культуры.    И я приглашаю девочек заняться этим удивительным видом народного творчества.           

Галина  МАМАТИНА, руководитель   т/о «Сударушка».


Возврат к списку

Написать в редакцию