Услуги органов ЗАГС в электронном виде – средство против коррупции
Практически завершена работа по переводу в электронный вид наиболее востребованных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Предоставление государственных услуг органами ЗАГС в электронном виде позволит сократить коррупционные риски, реализуя такие принципы противодействия коррупции как публичность и открытость работы государственных органов и органов местного самоуправления.
Перевод услуг в электронный вид позволит максимально избавить граждан от непосредственно общения с представителями государственных и муниципальных органов власти, а значит, исчезнут и возможные коррупционные явления. На территории Тульской области государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляют 26 органов записи актов гражданского состояния.
Органы ЗАГС осуществляют государственную регистрацию 7 видов актов гражданского состояния: рождение, заключение и расторжение брака, установление отцовства, усыновление, перемена имени, смерть. Оказывается также еще 6 видов государственных услуг: внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния; восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния; выдача повторных свидетельств (справок); истребование документов с территории иностранных государств; проставление апостиля.
С начала 2015 года в регионе зарегистрировано 52395 актов гражданского состояния. Ежемесячно услугами органов ЗАГС пользуются более 6 тысяч граждан. Обеспечена возможность подать электронную заявку на все 13 услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния через Портал государственных и муниципальных услуг Тульской области.
Количество обращений в органы ЗАГС в электронном виде постоянно увеличивается. В 2015 году уже поступило более 23 тысяч электронных заявок, что составило около 27 % от общего объема оказанных услуг.
Самой востребованной услугой в электронном виде у граждан является бронирование времени и места государственной регистрации заключения брака. Более 4 тысяч граждан или 40% обратились в органы ЗАГС в электронном виде с целью бронирования наиболее удобного для себя времени и места заключения брака. Бронирование времени и места государственной регистрации заключения брака через портал возможно осуществить за 6 месяцев до предполагаемой даты заключения брака. Тогда как подать заявление в ЗАГС лично возможно только за месяц с небольшим.
Широко используется населением и услуга по подаче заявлений на выдачу повторных свидетельств и справок о государственной регистрации актов гражданского состояния. В органы ЗАГС Тульской области с начала года за выдачей повторных документов обратилось почти 32 тыс. граждан, из них в электронном виде – более 5,5 тысяч или 17,5%. Две тысячи граждан подали заявки в электронном виде на регистрацию рождения.
В каждом органе ЗАГС Тульской области оборудовано рабочее место с режимом открытого доступа в сеть Интернет, где гражданин может направить заявление на выдачу повторного документа на электронную почту любого органа ЗАГС, а также обратиться на региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Предоставление государственных услуг в сфере регистрации актов гражданского состояния в регионе динамично развивается. Внедрение механизма предоставления госуслуг в электронном виде позволит повысить их качество, минимизирует время, потраченное гражданином для получения интересующей его услуги, а также снизить коррупционные риски.