• bogorod.vesti@tularegion.org
  • 301830, Тульская обл., г. Богородицк, ул. Пролетарская, 49
  • +7 (48761) 2-12-44
 
Якуты - талантливый народ Севера 14.02.2017 11:24:48

Якуты - талантливый народ Севера


На территории нашей Родины проживают представители разных национальностей и народностей, среди них и якуты. По данным переписи численность якутов в Российской Федерации составила 478,1 тысячи человек. Из них 21 якут проживает в Тульской области.

Заглянем в историю

Большинство учёных полагают, что в XII веке якуты под давлением монголов мигрировали из района озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично вытеснили палеоазиатские народы, жившие здесь ранее.

Сформировались якуты в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племён среднего течения Лены. Последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV - XV веках.

Якуты - представители центральноазиатского антропологического типа североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, характеризируются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса.

Вероисповедение

Православие утвердилось у якутов с момента появления на берегах Лены первых русских землепроходцев. В 1632 году в Якутском остроге была построена часовня во имя святой Троицы, а в 1642 году - первый православный храм.

В XVIII веке произошла массовая христианизация якутов, с тех пор многие представители этого северного народа - православные христиане. Также среди коренных якутов распространена традиционная вера. Её носители считают себя детьми бога Танара и родственниками Двенадцати Белых Айыы (небожителей).

Среди якутов не бывает конфликтов на религиозной почве. Люди уважают выбор друг друга: кто-то может быть крещённым, кто-то чтит веру своих древних предков.

Сэргэ - символ счастья и благополучия

Особый памятник материальной и духовной культуры якутов - сэрге - старинные ритуальные тотемы, символ счастья и благополучия.

Фигурные столбы коновязи сэргэ якуты вытёсывают из дерева. Эти коновязи весьма разнообразны, их оформляют скульптурными и орнаментальными деталями. Различаются: дворовая коновязь, воинская, жертвенная, шаманская колонны-коновязи, свадебная и кумысная коновязи.

Изначально сэргэ ставились у юрты якутов, и использовали их по прямому назначению - для привязи коня. Сэргэ означало, что у земли есть хозяин.

Так, к примеру, приусадебные коновязи ставили для отвода беды и болезней. На столбах с перекладиной подвешивали большие кожаные бродильные чаны с кобыльим молоком - кумысом.

 Коновязи Улуу сэргэ, отличающиеся богатством отделки, массивностью, и представляющие собой что-то вроде обелисков, устанавливали на особо чтимых местах или во дворе именитых людей.

Свадебные коновязи устанавливали на усадьбе жениха. Вырезали их из сосны высотой два с половиной метра. Коновязь жениха имела навершие в виде головы коня, а коновязь невесты - в виде кумысного кубка.

В наши дни наибольшее распространение получили различные сэргэ, связанные с национальным праздником Ысыах, а также коновязи, посвящённые другим народным празднествам и юбилейным датам в жизни России и республики Саха.

Ысыах - день воспевания Белых Айыы

Главный традиционный праздник якутов Ысыах отмечается в начале лета. Согласно древним традициям, на поляне, окружённой молодыми берёзками, устанавливают коновязь, символизирующую Мировое дерево и оси Вселенной и олицетворяющую дружбу народов, проживающих в Якутии.

На празднование якуты надевают национальную одежду, готовят традиционные блюда: быппах, саламат и кумыс, который в их представлении является священным напитком, символом белой благодати и изобилия - илгэ.

Ысыах начинается с окропления кумысом огня и четырёх сторон света. Затем следует просьба участников праздника к Божествам о ниспослании благодати.

Праздничная трапеза со всеми родственниками проходит за общим столом.

Продолжается Ысыах спортивными состязаниями: борьбой, стрельбой из лука, перетягиванием палки и хороводами. Круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный круг. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, словно совершают круговорот во времени и пространстве.

Долгожданными гостями праздника становятся народные сказители-олонхосуты, ведь олонхо - древний героический эпос народа, и якуты его очень чтут. В исполнении олонхо похож на оперу, его поэмы - длиной от десяти до пятнадцати тысяч строк.

Костюм как частица истории

Особый крой традиционного костюма якутов делает его идеально приспособленным к суровым климатическим условиям Севера.

Национальный повседневный костюм якутов состоит из однобортного кафтана прямого кроя как для мужчин, так и для женщин - такая необходимость вызвана погодными условиями.

Для зимы народный костюм шьётся из меха, для лета - из шкуры коня или коровы. Кафтан имеет широкий пояс, рукава тоже широкие. Головной убор из натурального меха с завязками, как шлем закрывает уши от мороза и ветра. На ноги якуты надевают кожаные штаны и меховые носки. Отличаются мужские и женские костюмы отделкой и декором.

Интересен традиционный костюм невесты. Его составляющие: наличное покрывало, рубаха, кожаные панталоны, ноговицы, меховая доха. Головной убор напоминает шлем воина. Очень красиво смотрится нагрудное украшение - кэбихэр илисурэх.

Свадебные шубы для невест шьются расширенными к низу и длинными, до пят. Рукава и воротник украшаются парчой, красным и зелёным сукном, серебряными изделиями, позументом. Подол подбивается соболиным мехом.

Мудрость народа

Конь имеет славу, дорога - известность

Славное имя будет известно везде, куда добежит конь

Над маслом вода не поплывёт, над правдой кривда не поднимается

Лучший лучшего превосходит

Гордость народа

Алексей Андреевич Иванов - Кюндэ - поэт, прозаик, драматург и литературный критик. С 1924 года - ответственный секретарь якутской секции Центрального издательства народов СССР. Издал грамматику якутского языка. Написал работы по вопросам изучения якутской литературы и искусства, стихи, рассказы и повести.

Абрамов Николай Алексеевич-Кынат (1861-1941г.г.) - сказаитель - олонхосут. Обладал даром импровизации, мастерски исполнял олонхо и воссоздавал их по своим оригинальным идейно-художественным замыслам. Постоянно занимал первые места на республиканских состязаниях народных сказителей, олонхосутов и певцов

Фёдор Матвеевич Охлопков - Герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну был снайпером. К июню 1944 года из снайперской винтовки уничтожил 429 гитлеровских солдат и офицеров. После войны награждён орденами Ленина, Красного знамени, Отечественной войны 2 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Имя Героя присвоено совхозу «Томпонский», улицам в г.Якутске, п.Хандыга, селе Черкех и судну ММФ.

Алексей Елисеевич Кулаковскай - прозаик и литературный критик. Заслуженный работник культуры РС(Я). Издал более десяти книг, рассказов и повестей. Переводил на якутский язык рассказы русских писателей и писателей народностей Севера.

Ольга Никитина.

 



Возврат к списку

Написать в редакцию