• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

Компьютерные игры для дошкольников: Разбираемся, где польза, а где вред

Компьютерные игры для дошкольников: Разбираемся, где польза, а где вред

Исследование ученых психологического факультета МГУ показало, что дети 5-6 лет активно играют в компьютерные игры и смотрят видео. И отнюдь не 10-15 минут, как рекомендовано ВОЗ, а гораздо дольше. Причем треть родителей не хотят признаваться в том, что их дети играют в компьютерные игры, а возраст использования гаджетов постоянно снижается. Есть ли польза от компьютерных игр? Как бороться с цифровой истерикой? Как связаны компьютерные игры со школьной учебой? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Дарья Бухаленкова.

С какого возраста ребенку можно пользоваться телефоном и другими гаджетами
Дарья Алексеевна, впечатление такое, что сейчас у малышей гаджеты в руках чуть ли не с пеленок. Двухлетние дети уже играют в игры и щелкают кнопками. Не вредно ли это? Когда можно давать ребенку гаджеты и сколько времени разрешать играть?

Дарья Бухаленкова: По рекомендации Всемирной организации здравоохранения детям до 2-х лет вообще не стоит давать гаджеты, с 2 до 5 лет рекомендуется проводить у экрана детям помладше не более 10-15 минут и тем, кто постарше, не более 30-60 минут, а с 5 до 17 лет - не более 2 часов в день. Но реальность иная.

Родителям надо знать, что есть активное и пассивное использование гаджетов. Просмотр мультфильмов, видео - пассивное, а вот компьютерная игра, когда надо совершать какие-то действия, - активное экранное время. И если раньше большинство детских специалистов говорили только о негативном влиянии гаджетов и компьютерных игр, то сейчас видим, что ситуация не такая однозначная. Активное использование гаджетов, в том числе компьютерные игры связаны с развитием как детского воображения, так и саморегуляции (способности управлять своими действиями и познавательными процессами - вниманием, мышлением, памятью). Причем, если дети сами выбирали, во что им играть, показатели развития воображения у них были выше. И для детского воображения и саморегуляции лучше, если ребенок играет не один, а со сверстником или братом/сестрой.

 
Как проверить, развито у ребенка воображение или нет
Как проверить, развито у ребенка воображение или нет? Родители сами могут это сделать?

Дарья Бухаленкова: Есть множество специальных методик, которые используют специалисты для диагностики детского воображения. В наших исследованиях мы использовали методику "Дорисовывание фигур" Ольги Михайловны Дьяченко.

 
В чем суть? Мы даем детям карточки с абстрактными фигурами и просим придумать и дорисовать картинку. Например, на карточке изображен прямоугольник, ребенок дорисовал клавиатуру, и получился компьютер. Это хороший результат. Или на карточке нарисован круг: один увидел в нем просто смайлик, а другой сделал из него светофор. А вот один из самых интересных примеров: на карточке две дуги - одна побольше, другая поменьше. Ребенок нарисовал лицо человека и даже передал его настроение. В случае со светофором и с лицом изначальная фигурка стала не основной частью рисунка ребенка, а второстепенной (две дуги стали частью лица). Этот рисунок говорит о богатом воображении, ребенок придумал сложный образ.

Умение так дорисовывать фигуры чаще всего развивается к концу дошкольного возраста (у детей 6-7 лет), но и в этом возрасте далеко не все дети справляются с заданиями на таком уровне. К тому же рисунки детей могут отличаться разным количеством дополнительных деталей и предполагать наличие или отсутствие сюжета в том, что они рисуют. Эти параметры также показывают степень развития детского воображения.

Какие игры лучше скачать для ребенка
Допустим, родители готовы дать ребенку телефон и скачать игры. Какие выбираем для дошкольника?

Дарья Бухаленкова: Родители обычно стараются выбрать обучающие, развивающие игры. Но для развития воображения, как оказалось, важнее эмоциональная вовлеченность ребенка, фантазирование, которое с этим связано. А к таким играм можно отнести скорее игры-симуляторы, когда ребенок в каком-то вымышленном городе или пространстве что-то строит, готовит, выращивает. Этот тип игр наиболее значим для развития детского воображения. Причем в большей степени для девочек.

При этом негативное влияние на развитие детского воображения оказывают игры на быструю реакцию (экшн-игры, гонки, платформеры).

Для развития саморегуляции подойдут логические и стратегические игры. Логические - это разного рода головоломки. Логические игры помогают развивать такую регуляторную функцию, как когнитивная гибкость, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, смотреть на ситуацию с разных сторон, искать новые, нестандартные решения. Между прочим, у взрослых высокий уровень развития данной способности снижает риск возникновения депрессии.

Стратегические игры - шашки, шахматы, морской бой, где нужно не просто понять и придумать решение головоломки, а нужно бороться с соперником, продумывать свою стратегию и шаги наперед.

А почему нельзя сесть за обычную шахматную доску и сыграть в обычные шахматы?

Дарья Бухаленкова: Можно, и это было бы отлично. Но если у родителя не хватает времени, чтобы самому сыграть с ребенком в шахматы и шашки, то тут искусственный интеллект может стать хорошим помощником и виртуальным соперником.

Со взрослыми все понятно. А какие компьютерные игры предпочитают сами дети?

Дарья Бухаленкова: Самые популярные игры у воспитанников старших и подготовительных групп детского сада (детей 5-7 лет) - игры-симуляторы, что, вероятно, объясняется главной ведущей деятельностью дошкольников, в которой происходит их развитие, - сюжетно-ролевой игрой.

Следом идут игры на быстроту реакции. Их больше любят мальчики, и в этих играх психологи видят негативный эффект для развития познавательных способностей и саморегуляции в дошкольном возрасте. Зато в более позднем возрасте (у взрослых геймеров) такой тип игр развивает навык быстрого реагирования на изменяющиеся условия. Один из ярких примеров, когда быстрота реакции может быть полезна, - вождение автомобиля.

За этими двумя типами компьютерных игр следуют логические и стратегические игры, причем с возрастом возрастает интерес именно к стратегическим играм.

Примерно 5 процентов детей любят играть в обучающие игры. Хотелось бы подчеркнуть значимую роль взрослого, который должен участвовать в этом процессе. Мы проводили интересное исследование, которое показало, какую большую роль играет взрослый при общении ребенка с гаджетами. Взяли приложение "Лунтик. Математика" и с его помощью проводили занятия с дошкольниками, направленные на развитие у них навыков счета, сравнения чисел и величин. У нас было две группы детей: одни играли самостоятельно, а во второй группе дети играли при взрослом, который отвечал на их вопросы и помогал, если видел, что ребенок что-то не понимает. В конце взрослый задавал несколько вопросов: чему ты научился, а давай посчитаем/сравним вот эти игрушки/предметы? По итогам занятий дети из второй группы (с участием взрослого) показали лучшие результаты, их математические способности были значимо выше, чем у тех детей, которые играли сами, без помощи и участия взрослого.

Может ли гаджет конкурировать с книгой
Может ли гаджет конкурировать с книгой?

Дарья Бухаленкова: Книга обладает более развивающим эффектом. Когда ребенок слушает, как родитель читает ему книжку, он в своем воображении представляет, как выглядят герои, мир, в котором они находятся. Компьютерная же игра чаще всего предлагает ребенку готовую картинку, в которой мало возможностей что-то дополнительно представить в воображении. Также чтение родителем ребенку книг важно для речевого развития детей. Совместное чтение в детском возрасте связано с дальнейшей успешностью учебы ребенка в начальной школе.

При этом, согласно некоторым зарубежным исследованиям, прослушивание дошкольниками аудиокниг может стать неплохой альтернативой чтению книги и уж точно полезнее просмотра мультиков.

Может ли у маленького ребенка возникнуть зависимость от гаджета
Может ли у маленького ребенка возникнуть зависимость от гаджета?

Дарья Бухаленкова: Это больше сфера клинической психологии, мы это не исследуем. В дошкольном возрасте, насколько я знаю, такие диагнозы не ставят, однако в более поздних возрастах такой диагноз может быть поставлен ребенку.

Как забрать у ребенка телефон или планшет без истерики
Что делать, если ребенок закатывает истерики, когда у него отбирают телефон или планшет?

Дарья Бухаленкова: Важно разобраться, почему он так себя ведет? С одной стороны, у дошкольников (особенно младших, то есть в 3-4 года) часто еще недостаточно хорошо развиты способности к саморегуляции, контролю своих действий и пониманию своих эмоций (что я чувствую и как могу это регулировать). Поэтому из-за сильных эмоций ребенок может бурно реагировать - важно развивать его навыки саморегуляции (особенно сдерживающий контроль - умение вовремя остановиться) и учить его способам совладания с эмоциями (гневом, печалью, страхом).

С другой стороны, резко отбирать у ребенка телефон - не самое лучшее решение. Важно устанавливать правила использования гаджетов, и они должны неукоснительно соблюдаться всеми членами семьи. Ребенок должен знать и привыкнуть, что есть определенное время для игры с гаджетом. Можно договориться, что ребенок будет играть только по выходным дням или каждый день по 15 минут утром и/или вечером. Также ребенка можно предупреждать, что через 5 минут его время заканчивается.

Пять подсказок родителям дошкольников
1. Надо помнить, чем больше времени ребенок проводит с гаджетами, тем больше рисков для его развития в дошкольном возрасте. В этом возрасте детям важно много двигаться, общаться с другими людьми, играть со сверстниками.

2. Важно, чтобы взрослый интересовался тем, что делает ребенок в гаджетах: обсуждал с ним его впечатления, помогал разобраться в том, что непонятно, учил безопасному использованию гаджетов. Гаджет - это только средство, инструмент, с помощью которого мы решаем какие-то задачи.

3. Обращайте внимание на возрастные маркировки на компьютерных играх и видео - не соответствующий возрасту контент может привести к увеличению числа страхов и повышению тревожности у детей, трудностям в поведении.

4. Аудиокнига лучше, чем мультик. Чем чаще взрослые читают ребенку в дошкольном возрасте, тем грамотнее у него будет речь и лучше понимание сложных языковых конструкций, что очень важно для его успешного обучения в начальной школе.

5. Родители, которые умеют заинтересовать ребенка разными видами деятельности (рисование, конструирование, прогулки, настольные игры и прочее), а также развивают понимание эмоций и саморегуляцию у своих детей, реже сталкиваются с цифровыми истериками.

Ирина Ивойлова

Российская газета