К 150-летию станции Жданка

К 150-летию станции Жданка

Говорят, нас объединяют дороги… Можно ещё сказать, что идеи, культура… А иногда так получается, что все это совпадает.

Яркий тому пример – инициатива ОАО «Российские железные дороги» по созданию музеев и культурных пространств на территории вокзалов и привокзальных площадях.

В этом году наша местная станция Жданка планирует отметить 150 лет с момента, как через Богородицк прошел первый поезд. Этой дате, конечно, будет уделено должное внимание. И, безусловно, масштаба мероприятию добавляет тот факт, что помещение вокзала в свое время украсило создание станционного музея. Это был один из этапов долгосрочной программы Тульского отделения Московской железной дороги. Целью программы стало «восстановление и приведение в надлежащее состояние вокзалов и станций, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых людей России и находящихся в непосредственной близости от исторических мест».

Рождение и осуществление этой идеи стало важным фактором в культурной и патриотической жизни нашего региона. Реконструкция станции в Богородицке состоялась в 2012 и была приурочена к 175-летию российских железных дорог. 

А до этого уже были обновлены некоторые станции области, и первой из них – самая знаменитая, накрепко связанная с историей и именем нашего великого земляка Льва Толстого - Козлова Засека (2001 год). Далее были созданы музеи на станциях Скуратово (2003), Тарусская (2009), в Черни (2010) и Ефремове (2011). К году появления музея на вокзале Богородицка эта работа приняла регулярный характер, так как заинтересовала туляков, идея была принята более чем хорошо, да и коллективы музеев немало способствовали популярности учреждений.

Появились экспозиции в Венёве (2013), Ясногорске (2014), Белёве (2016), Щёкине (2016), Кимовске (2017), Плавске (2018), Узловой (2022).

В истории создания железнодорожного сообщения в России и наш маленький город занимает свое особое место. Все мы знаем, что созданием станции в Богородицке мы обязаны нашему влиятельному земляку Алексею Павловичу Бобринскому. В сквере около вокзала ему установлен памятник-бюст, созданный тульским скульптором А. И. Чернопятовым. А музейная экспозиция так и называется - «Станция третьего министра». 

Экспозиция рассказывает об истории железных дорог, появлении станции, о ее переименовании и о вкладе графов Бобринских в строительство российских железных дорог. Здесь можно увидеть импровизированный кабинет министра в память об Алексее Павловиче Бобринском. 

 

      

Культурная жизнь здесь не замирает. Концерты лучших местных исполнителей и гостей в разных жанрах, встречи поэтов и их почитателей в «Литературной гостиной», детские экскурсии с играми, конкурсами и тематическими сюрпризами, например, блинами на Масленицу, новые выставки и многое другое… Посетители здесь - от самых юных до экскурсантов «серебряного» возраста. Среди них много постоянных гостей, которые уже и не гости вовсе, а старинные добрые друзья. Здесь особая камерная атмосфера, очень теплая и дружелюбная, здесь искренне рады каждому. Вот уже и у нового музея есть свои традиции, история, специфика.

Посещение этого места всегда приносит радость, и за созданной атмосферой стоит труд энтузиастов, их неравнодушие, новые идеи. Сейчас коллектив готовится к 150-ой годовщине станции. Нет сомнений, что это событие станет незабываемым и вновь соберет в одном месте друзей и единомышленников разных профессий, возрастов, с различными увлечениями и талантами.

А мы будем с нетерпением ждать этого события.

Историческая справка 

В 1874 году была построена ветвь Ряжско-Вяземской железной дороги от ст. Хрущево (через 3 года переименована в Узловую) через Богородицк на Ефремов и далее на Елец. В Богородицке была создана станция 3-го класса, и 27 декабря 1874 г. сюда прибыл первый поезд. Первые 30 лет своего существования станция называлась так же, как и город. Переименована в 1904 году из-за созвучия со ст. Богородск.

Первоначально здание вокзала было деревянным, с большим буфетом и комнатами отдыха для пассажиров. Через 40 с небольшим лет построили новое, кирпичное. Пассажиров и встречающих в то время было несоизмеримо больше, чем сейчас. К их услугам – комната матери и ребенка, медицинская комната и очень большой буфет. Вокзал был разрушен в 1941 г. во время немецко-фашистской оккупации. Современное здание было выстроено по типовому проекту в 1955 году.

Историческая справка 

Алексей Павлович Бобринский (1826—1894) - III министр путей сообщения Российской Империи, член Государственного совета, сахарозаводчик, кавалер ордена Святой Анны I степени, почётный гражданин Богородицка.

В Крымскую войну 1853-1856 гг. добровольцем вступил в «стрелковый полк императорской фамилии», командовал ротой.  В 1868 году граф произведен в генерал-майоры с назначением в свиту Александра II.

С 1869 года он – член Совета Министерства путей сообщения. В январе 1870 года был командирован в Великобританию для осмотра железных дорог. С апреля 1870 года являлся членом Комитета для наблюдения за постройкой узкоколейных железных дорог и по вопросам их эксплуатации, председателем Временного управления для строительства казенной узкоколейной железной дороги от станции Ливны до Орловско-Грязевской железной дороги.

С мая 1871 года Алексей Павлович Бобринский в должности товарища министра путей сообщения, с сентября 1871 года управлял Министерством путей сообщения, а с апреля 1872 года назначен министром путей сообщения.

Бобринский содействовал широкому железнодорожному строительству, и уже к июлю 1874 года сеть железных дорог в европейской части России превысила 21 тысячу верст. Министр Бобринский заботился и об устройстве железнодорожной сети в пределах Тульской губернии, благодаря ему Богородицк включили в систему железных дорог.

Алексей Павлович работал неустанно, был требователен и строг. По словам князя Д. Д. Оболенского, «министерство за ним не поспевало». Он берег вверенное ему ведомство от всякого постороннего влияния. 

В отставку подал в июле 1874 из-за придворных интриг, удалился в своё богородицкое имение, где занимался хозяйственной деятельностью и воспитанием детей. 

В 2015 году, к 70-летию Победы, был создан Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий», который находится на Московском вокзале Тулы.

 

   

Ежегодно 9 мая проезжает по области от станции к станции специальный состав, его торжественно встречают местные жители, а затем отправляются на нем к месту главного действия, где проходят праздничные мероприятия и концерты.

 

Фоторепортаж