
Фото: Богородицкие вести
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - проблема, решаемая в России на государственном уровне.
В Богородицке работает реабилитационный Центр для несовершеннолетних, являющийся структурным подразделением ЦСОН №5. Его специалисты – социологи, воспитатели, психологи, логопеды, медики, технический персонал не только ухаживают за малолетними сиротами, но и помогают им адаптироваться в современном обществе, берут на себя роль пап и мам: прививают «своим» чадам социальные навыки, готовят их к непростой взрослой жизни, ожидающей выпускников за стенами государственного учреждения.
Одна из них – Ирина Глаголева, педагог с более чем двадцатилетним стажем. В чем состоит задача Ирины и ее коллег? Об этом она рассказывает сегодня нашим читателям.
- В моей группе восемь мальчишек и девчонок самого разного возраста от 10 до 15 лет, в основном – по разным причинам оставшихся без попечения родителей, например, девочка, отец которой погиб на СВО, а мать-наркоманка ограничена в правах. Но есть и полные сироты.
А не так давно поступили два брата, мама которых жива, но, тем не менее, ребята успели побывать в двух опекунских семьях, где не прижились, прошли несколько казенных учреждений… Богородицкий Центр – далеко не первая инстанция, но, надеемся, они станут членами нашего большого семейства.
Все очень сложно, к каждому такому ребенку необходим особый индивидуальный подход. Кого-то нужно пожалеть, кого-то – научить нормам поведения, а если и делаем замечания, то так, чтобы не обидеть и чтобы другие дети не слышали.
Должна сказать, что большинство воспитанников поступают в Центр абсолютно несоциализированными, многие не имеют элементарных бытовых навыков: не умеют пользоваться столовыми приборами, никогда не видели стиральную машинку или пылесос, кухонная утварь типа микроволновки или мультиварки для них неизвестная территория. Научить ребят пользоваться всеми этими приборами – одна из наших задач.
Еще одна задача – помочь детям овладеть навыками хозяйствования, самообслуживания. Например, научить их азам приготовления повседневных блюд. Борщи и супы для них неинтересны, поэтому делаем акцент на блинчиках, оладьях, кексиках, яичнице, пицце, целый цикл занятий по кулинарии проводим на домашней кухне.
А на праздники, например, на Новый год ребята накрывают прекрасный стол из более сложных угощений, приготовленных самостоятельно. Они даже пекут пироги из дрожжевого теста, у некоторых получается превосходно.
Накануне события советуемся, что именно хотим видеть на праздничном столе. Продукты для этого частично приносят из дома сотрудники, частично спонсоры выделяют.
Еще один цикл занятий посвящен шопингу. Вместе с воспитанниками ходим по торговым центрам, на практике познаем искусство совершения покупок, распоряжения денежными средствами (деньги наши старшеклассники зарабатывают сами во время летних каникул, трудятся на территории реабилитационного Центра).
Очень важным элементом подготовки считаю экскурсии не только в продовольственные магазины, но и салоны, где продается бытовая техника и химия, одежда и обувь. Такие походы дают возможность научиться соразмерять свои желания со своими возможностями, быть экономными.
Моя группа живет по принципу единой семьи. Учим ребят решать сложные внутриколлективные проблемы словами, а не иначе, сопереживать, помогать друг другу. Объясняем, что нельзя обижать и дразнить детей с физическими отклонениями, ведь заболеть может каждый.
Связь с выпускниками у воспитателей сохраняется долгие годы. Они звонят нам, рассказывают о себе, случается – просят о помощи, в том числе – материальной. Да это и понятно, ведь кроме сотрудников Центра им часто бывает просто не к кому обратиться. Помогаем, конечно, но при этом стараемся объяснить, что рассчитывать, по большому счету, молодые люди могут только на самих себя. Уж так сложились их жизненные обстоятельства.
Мы не разделяем родных и подопечных детей. Например, мой сын Никита, сейчас служащий в армии, часто бывал в Центре, дружил с воспитанниками и учился с ними в одной школе.
После реконструкции здания Центра реабилитации, группы детей живут в блоках, которые мы называем «квартирами»: три спальни, гостиная (она же – игровая комната), кухня, прихожая, два санузла. У каждого ребенка школьного возраста – свое рабочее место.
Все продумано до мелочей, но, несмотря на усилия персонала, часть детей повторяет судьбу своих родителей. К сожалению, заменить пап и мам педагоги не могут. Поэтому мы очень радуемся, когда находятся желающие взять наших воспитанников под опеку, что дает ребятам дополнительный шанс на нормальную жизнь.