301830, Тульская обл., г. Богородицк,
ул. Пролетарская, 49
+7 (48761) 2-12-44
  • bogorod.vesti@tularegion.org
  • 301830, Тульская обл., г. Богородицк,
    ул. Пролетарская, 49
  • +7 (48761) 2-12-44
14.05.2022 10:09:00

Маленькая станция на большой войне

В этом году исполняется 81 год с тех пор, как отгремели бои за город Богородицк и Богородицкий район. Те, кто прошел войну и знает о ней не понаслышке, говорят, что очень страшно об этом вспоминать. Но история человечества говорит нам, что еще страшнее забыть те роковые годы.

Попробуем восстановить события того времени с акцентом на важнейшие стратегические узлы Богородицка. У читателя, наверняка, возникает вопрос, а что таковым было в нашем городе? Ответ однозначный – это железнодорожная станция Жданка.

Несколько фактов из истории железнодорожного транспорта в 1941-1942 годах. С самого начала Великой Отечественной войны в народном комиссариате путей сообщения были продуманы графики и обеспечение военных перевозок по железной дороге. 23 июня 1941 года был подписан приказ наркома, согласно которому с 18:00 24 июня вводился воинский график движения. Железнодорожники были переведены на казарменное положение.

Благодаря железным дорогам была обеспечена эвакуация населения и промышленных предприятий. Она была проведена в два этапа: в 1941 году – из Белоруссии, Украины, Прибалтики, г. Москвы, г. Ленинграда; в 1942 – из южных районов европейской части СССР. Объем эвакуации настолько велик, что в июле 1941 года для ее проведения была использована почти половина всего вагонного парка СССР.

По своим масштабам и эффективности эта работа не имеет аналогов в мировой истории: за первые четыре месяца войны из-под удара агрессора были выведены 8 миллионов человек, 2,5 тысячи промышленных предприятий, 1,5 тысячи колхозов и совхозов.

Именно в Великой Отечественной войне железные дороги стали стратегическим фактором в любой военной операции. От железнодорожников зависела оперативная переброска боевой техники и десятков тысяч бойцов, развертывание боевых подразделений и организация снабжения.

Самым тяжелым годом для железнодорожников стал 1942-й. Немецко-фашистские захватчики сумели занять огромную территорию страны, более чем вдове сократив протяженность наши железных дорог, с 106 100 км до 41 800 км. Поредел и парк паровозов с вагонами, их число сократилось на 14% и 21% соответственно. К 1942 году огромное количество железнодорожных путей оказалось на оккупированной территории.

Все перечисленные факты на себе ощутила и станция Жданка.

К началу наступления гитлеровцев на Москву осенью 1941 года Брянский фронт отводил войска на рубеж Богучарово-Плавск-Чернь-Ефремов. 50-я армия, в полосе которой началось наступление и, на которую была возложена оборона подступов к Туле, отводилась на рубеж Богучарово-Плавск с расчетом занять этот рубеж 30 октября 1941 года. Но немцы, наступая на отходящие соединения 50-й армии, не допустили ее развертывания на заданном рубеже. И 41 кавалерийская дивизия, входившая в состав 50-й армии под командованием П. М. Давыдова, была оттеснена к Богородицку. Она и обороняла наш город в середине ноября. Ее войска вели боевые действия при небольшом количестве артиллерии и минометов, большой некомплектности стрелковых частей и соединений. Военным действиям мешала погода – сырая и ненастная. Она стала таким же противником для 2-ой танковой армии Гудериана, как и Красная армия. Напомним, что с южной и юго-восточной сторон на Богородицк наступал 47-й мотострелковый корпус 53-го армейского корпуса Второй танковой армии Г. Гудериана.

Основная операция в ходе обороны развернулась на старой Воронежской дороге – на Большаке, как его называли в то время. Это восточная окраина нашего города. Поэтому первый удар на себя приняли те красноармейцы, которые находились недалеко от деревни Вязовки. Рубеж обороны худо-бедно успели подготовить заранее, его остатки найти и сегодня нетрудно. Находясь на этом месте, лучше всего просматривается именно железнодорожный мост и станция Жданка – они как на ладони. Фашисты стремились убрать живую силу со станции, но при этом сохранить железнодорожное полотно. Наши солдаты также прилагали все усилия, чтобы не дать врагу воспользоваться рельсовым транспортом, устанавливая вдоль полотна ДОТы. Один из них сохранился до сегодняшнего дня. Со слов бойца 170-го кавполка и очевидца В. Ф. Строганова, железнодорожники повредили пути, вывели из строя стрелки, подожгли элеватор, который находился рядом со станцией Жданка. Они вынуждены были это сделать по причине стремительного наступления фашистов и превосходящих сил противника.


Факт починки железнодорожного моста солдатами вермахта около Богородицка в декабре 1941 года запечатлен на фотографии, одной из немногих дошедших до наших дней немецких фото периода оккупации Богородицка. Этот снимок был предоставлен для публикации тульским коллекционером Михаилом Тенцером.

Когда со стороны «бойни» фашисты подошли к Богородицку вплотную, то первым делом они начали наносить удары по железнодорожной станции. Каменное здание вокзала было разрушено. Оно вошло в список материальных потерь по ведомству путей сообщения.

После освобождения Богородицка станция Жданка без вокзала продолжала нести свою службу. Сюда прибывали из Москвы и других регионов рабочие на шахты Подмосковного угольного бассейна. Отсюда, начиная с февраля 1942 года, отправляли уголь в столицу и на фронт, обеспечивая советских граждан и красноармейцев топливом. Недаром работающие шахты нашего района называли угольным фронтом. Никто теперь не скажет, сколько тонн угля прошло по ее рельсам, сколько эшелонов и санитарных поездов промчалось мимо за четыре года войны. Тем самым небольшая станция внесла свой вклад в общее дело в борьбе с фашизмом.

Победа ковалась всей страной. И железнодорожной отрасли досталось немало трудностей. Приведем лишь несколько цифр. По железной дороге в 1941-1945 годах перевезено 20 миллионов вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно всю Землю четыре раза обернуть по экватору. Порой поезда шли таким сплошным потоком, что интервал между ними составлял 600-700 метров.

Станция Жданка – главный транспортный узел района, несмотря ни на что, в годы войны не прекращала свою работу. И хотя билетная касса работала на улице, и пассажиры ожидали поезда сутками на свежем воздухе, никто не роптал на ее работников. Наоборот, прекрасно все понимали.

Лишь в 1955 году станция Жданка обзавелась красивым каменным зданием, которое и сегодня является архитектурным украшением города.

Вот такая она – наша скромная станция с говорящим названием Жданка – со своей славной страничкой военной истории не только города, но и целой страны.

Михаил Андронов, методист отдела на ЖД

Богородицкого дворца-музея и парка

Маленькая станция на большой войне

Возврат к списку

Написать в редакцию