301830, Тульская обл., г. Богородицк,
ул. Пролетарская, 49
+7 (48761) 2-12-44
  • bogorod.vesti@tularegion.org
  • 301830, Тульская обл., г. Богородицк,
    ул. Пролетарская, 49
  • +7 (48761) 2-12-44
12.06.2022 12:01:00

Последние недели работает в Богородицком Дворце-музее уникальная выставка «Вокруг Бобринских»

Последние недели работает в Богородицком Дворце-музее уникальная выставка «Вокруг Бобринских», посвященная 260-летию графского рода. У желающих увидеть подлинные экспонаты, когда-то украшавшие залы Дворца, ещё есть такая возможность.

Подробнее о выставке рассказала заведующая Богородицким Дворцом-музеем и парком Марина Жерздева.

- Выставка «Вокруг Бобринских» включает более ста предметов из коллекций Государственного Эрмитажа, Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Калужского объединенного музея-заповедника, Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского, Тульского музея изобразительных искусств, Тульского областного краеведческого музея, Богородицкого дворца-музея и парка, а также частных собраний.

Среди экспонатов есть вещи, национализированные и экспроприированные у графов Бобринских после октябрьских событий 1917 года, которые через сотню лет, пусть не на долго, вернулись «домой». Это и живопись, и предметы декоративно-прикладного искусства, фотографии, документы и личные вещи.


Центр выставки – портрет родоначальника фамилии графа Алексея Григорьевича Бобринского кисти российского художника немецкого происхождения Карла Людвига Христинека. По мнению современников, Христинек – «удачливый портретист». Среди его многочисленных работ два портрета Алексея Григорьевича Бобринского в отроческом возрасте, заказанные художнику императрицей Екатериной II. Один из них – 1769 года – хранится в Эрмитаже, второй – 1770 года – в Рыбинске. Он принадлежал владельцам замка Обер-Пален (Эстония): дочери первого Бобринского княгине Марии Алексеевне Гагариной (1798-1835), а затем ее потомкам.


На выставке несколько портретных изображений матушки-императрицы. Портрет Екатерины II неизвестного художника конца XVIII века из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и портрет Екатерины II неизвестного художника XVIII века из собрания Калужского объединенного музея-заповедника. Перед нами Великая императрица и женщина-мать, беззаветно и тайно любящая своего побочного сына. Она многое успела сделать для него: дала прекрасное образование, обеспечила материальное благосостояние для него и его потомков, но так и не успела дать титул его роду. За нее это сделал император Павел I, который, к удивлению многих, признал единоутробного брата и даровал ему графский титул. Портрет императора Павла I кисти неизвестного художника 1801-1840 годов также из г. Рыбинска.


Нельзя обойти вниманием печатные копии с цифровых изображений дагеротипов графа А. А. Бобринского, предоставленные Государственным Эрмитажем. Алексей Алексеевич – аристократ, говоривший по-русски с французским акцентом, человек высокого достоинства и большой образованности. Изобретатель, сахаровар, родоначальник российских железных дорог, зачинатель российской индустрии. Кроме всего прочего, он один из первых российских фотографов. В доме на Галерной в Петербурге хранилась большая коллекция его фотографий, которая после национализации попала в Эрмитаж.

Алексей Алексеевич не только на фотопортретах, но и на портрете из фондов Тульского музея изобразительных искусств работы Петра Федоровича Соколова, русского живописца-акварелиста, известного портретами светских персоналий первой половины XIX века.


Рядом портреты его племянника графа Алексея Павловича Бобринского (из частного собрания) и графини Александры Алексеевны Бобринской, урожденной Писаревой (из коллекции Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского).

Граф – участник Крымской войны (1853-1856), флигель-адъютант императора Александра II, министр путей сообщения, самый известный хозяин богородицкой усадьбы, при котором она напоминала маленькую Голландию в тульской провинции. На портрете работы Ивана Николаевича Крамского 1872 года – его любящая супруга и многодетная мать большого семейства.

Здесь же – фотопортрет 1950-х годов их внука, графа Николая Алексеевича Бобринского (1890-1964), профессора зоологии Московского университета.


При переходе из зала в зал внимание привлекает картина середины XIX века «Вид усадьбы графов Бобринских в Богородицке». Со слов владельца, приписывалась к произведениям Льва Лагорио - одного из самых ярких художников-маринистов. На ней дворец в тени старых разросшихся деревьев, «маленький рай» сына императрицы и четырех поколений рода Бобринских.


Этот дом по воспоминаниям современников был со вкусом наполнен различными произведениями искусства: живописью, скульптурой, изделиями из фарфора. Вдоль стен парадной лестницы кроме штуцеров времен Севастопольской кампании красовались полотна XVII века Леонардо Бассано (да Понте) из серии «Двенадцать месяцев». После Октябрьской революции 1917 года картины были национализированы и вывезены из Бобриков в Тулу. Как они оказались в Бобриках можно лишь гадать, Бобринские могли перевезти их из усадьбы в усадьбу, пытаясь сохранить. Как бы то ни было, сегодня пять картин Бассано (Январь, Февраль, Май, Июнь, Декабрь) в Богородицке! Впервые за сто лет…

Украшением интерьеров в дворянских домах кроме живописи была скульптура. На выставке представлены мраморный бюст мальчика Нерона неизвестного автора второй половины XIX века из фонда Тульского музея изобразительных искусств и бюст французского маршала Вабана неизвестного автора начала XIX века из коллекции Богородицкого дворца-музея и парка, подаренный музею Бобринскими.

В витринах второго зала множество интересных вещей разных эпох. Например, среди статуэток, медальонов, посуды вдруг представлены письма и фотографии из семейного архива Алексея Львовича Бобринского (1906-1979), участника Великой Отечественной войны. Кавалер ордена Красной Звезды, узник Сталинских лагерей являет собой пример человека не сломленного, не озлобившегося, патриота Родины, несмотря на испытания и тяготы жизни.


Рядом в витрине личные вещи Алексея Валериановича Брагина-Бобринского (1938-2014), внука последнего владельца дворца Владимира Алексеевича Бобринского (1868-1927). Это паспорт гражданина Чили, летный журнал, часы, подаренные руководством ВВС США, книга воспоминаний и фотографии. Алексей Валерианович – летчик, писатель. Последние полтора года жил в Богородицке и похоронен в усадьбе возле Казанской церкви.

На выставке представлены и предметы из собрания Тульского областного краеведческого музея. Это Альбом литографированных портретов «Российский царственный дом Романовых» середины XIX века и портрет императора Павла I в детстве начала XIX века.

Сегодня, когда только стала утихать на планете эпидемия коронавируса, уместно вспомнить о графе Григории Григорьевиче Орлове, который в далеком XVIII веке победил эпидемию чумы. В его честь была отлита настольная медаль «За избавление Москвы от моровой язвы в 1771 году». На выставке представлены медаль из частного собрания и графический портрет графа Григория Григорьевича Орлова работы Чемесова Е. П. 1764 года с оригинала Ж-Л. Девельи из Рыбинска.

В правой горизонтальной витрине – живописный портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского неизвестного художника из частного собрания, портрет его сына графа Павла Алексеевича Бобринского (1801-1830) работы П. Ф. Соколова также из частного собрания. А рядом в вертикальной витрине – Вандомская колонна, уменьшенная копия «Колонны побед», установленной в Париже Наполеоном I в 1810 году на месте, где стояла статуя Короля-Солнца Людовика XIV. В богородицкую усадьбу колонну привезла из Парижа графиня Юлия Станиславовна Бобринская (1804-1892). Перед революцией 1917 года она украшала библиотеку в овальном зале первого этажа. Среди многих ценных вещей была национализирована и вывезена в Тулу. В настоящее время хранится в Тульском музее изобразительных искусств.


          

Среди вещей Бобринских, поступивших на выставку из Тульского музея изобразительных искусств: парные кружки с медальонами Петра I и Екатерины II, парные медные китайские вазы, парные японские вазы на слоне, масленка «Наседка на яйцах» фабрики Попова, предметы столового сервиза XVIII века Мейсенского фарфорового завода.

Сервиз принадлежал сыну императрицы. В 1812 году, когда войска Наполеона подходили к Москве, граф Алексей Григорьевич Бобринский приказал замуровать сервиз в стенах въездной башни, чтобы тот не достался врагу. Граф умер в 1813 году, так и не узнав о победе русского оружия. Про сервиз забыли, нашли его случайно почти через сто лет.

Сотрудники Богородицкого дворца-музея и парка благодарны всем, кто причастен к организации выставки «Вокруг Бобринских».

Последние недели работает в Богородицком Дворце-музее уникальная выставка «Вокруг Бобринских»

Возврат к списку

Написать в редакцию