Половина школьников боится математики - предмета, без которого у страны нет будущего

Половина школьников боится математики - предмета, без которого у страны нет будущего

Больше половины школьников боятся математики. Такой неожиданный результат дало исследование ученых Российской академии образования.

Странное дело. В России всегда гремели имена математиков: Лобачевский, Келдыш, Колмогоров, Садовничий, Перельман. Дети потоком шли в математические школы.

И сегодня математика в приоритете. По поручению президента создаются 50 инженерных школ при вузах, развивается высокотехнологичное производство, создаются суперкомпьютеры. Все это требует не случайных людей - математиков увлеченных, с горящими глазами. Без математики действительно нет будущего.

Кроме того, на международных олимпиадах по "царице наук" российские школьники постоянно берут "золото". Вот результат прошлого года: у российской сборной пять золотых и одна серебряная медали. Да и на чемпионатах по программированию, где знания математики необходимы, наши тоже всегда на первых местах.

Но вот цифры исследования: 53 процента учеников 5-11-х классов испытывают на уроках математики напряжение, которое мешает не только решению задач, но и в целом любой работе с числами в разных повседневных жизненных ситуациях (на кассе в магазине или при записи номера телефона). У этих детей - "математическая тревожность". И это вполне официальный термин, который изучают специалисты. При этом ученые отмечают: чаще сильное беспокойство по поводу математики наблюдается у девочек, чем у мальчиков.

Что происходит?
Конечно, если судить по количеству медалей на олимпиадах, то с математикой все очень хорошо. Есть одно "но": это, так сказать, "спорт высоких достижений". Еще с советских времен у нас очень отлажена система работы с отдельно взятыми "звездочками", с интеллектуальными сборными. Но вот что касается "массового спорта"…

 
Ситуацию "по больнице" наглядно показывает градусник - ЕГЭ. В 2023 году профильную математику сдавали по выбору примерно 282 тысячи человек, в 2022 году - 302 тысячи, в 2021-м - 393 тысячи, в 2020-м - около 362 тысяч.

Создаются инженерные школы, суперкомпьютеры. Все это требует математиков - увлеченных, с горящими глазами. Без математики нет будущего
- В современном технологическом обществе роль математических знаний взлетает буквально до небес, и речь не просто о профессиональных успехах каждого человека, но и об инновационном развитии всего общества, - рассказал "РГ" академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО Сергей Малых. - Математические навыки - одни из ключевых, они необходимы для обучения на протяжении всей жизни, и их низкий уровень в начале обучения предсказывает низкую успеваемость по математике в будущем.

Ученые поясняют: математическая тревожность может негативно повлиять на успехи и в других точных науках. Даже способные ученики в таком состоянии будут стараться избегать дисциплин, связанных с математикой. А дальше - постараются обходить стороной высокотехнологичные профессии, ограничивая тем самым свои карьерные перспективы.

Почему современные дети начинают бояться математики? Откуда берется математическая тревожность? И как ее снять?

- Эта проблема не только наша. В последние годы во многих странах наблюдается повышенный интерес исследователей к изучению этого феномена, - говорит Сергей Малых. - Ученики могут испытывать тревогу, например, из-за сложности математических задач, ошибок и страха оценки.

Поведение учителей или сверстников очень влияет на эмоциональное состояние детей, особенно когда они совершают ошибки, и прежде всего - когда отвечают перед всем классом. Очень важна реакция родителей. Но если они сами не в ладах с числами, то могут неосознанно настраивать против и детей.

Причины и следствия, в результате которых школьник испытывает чуть ли не ужас перед математическими задачками, цепляются друг за друга, образуя, казалось бы, замкнутый круг. Тревожность на уроке математики мешает успешному решению заданий. Плохо решаются задачки - снижается вера в собственные способности и...

- Чтобы помочь ребенку, нужно повысить его мотивацию к обучению, - подчеркивает Сергей Малых. - Родителям важно не оставлять ребенка один на один с проблемой. Да, скорее всего, придется снова "сесть за парту". А еще обязательно обсудить проблему с учителем: его позитивное отношение также поможет снизить тревожность.

На успеваемость по математике может положительно влиять изучение музыки. По данным исследовательницы из Белекского университета в Анталии (Турция) Айсы Акин, наиболее эффективны интегрированные уроки, где изучению математики помогают музыкальные "включения": от хлопков в ладоши в разных ритмах до использования математики при проектировании музыкальных инструментов.

Свыше 70% участников таких уроков показали гораздо более высокие результаты по математике. Почему?

У математики и музыки много общего. Например, основные понятия математики, такие как дроби и пропорции, фундаментальны и для музыки: ноты разной длины можно представить в виде дробей и сложить вместе, чтобы создать несколько музыкальных тактов. Кроме того, такие совмещенные уроки доставляют ученикам больше удовольствия, за счет чего снижают ту самую математическую тревожность.

 

Мария Агранович

Российская газета